Техника энкаустики в современной практике иконописания
Автор: Жаров Андрей.
Между иконой и технологией ее создания существует глубокая связь, касающаяся не только сохранности, но, что особенно важно, – глубины содержания образа, его выразительности. В настоящее время развивается и крепнет тенденция скрупулезного исследования богословской и литургической древней христианской традиции. При этом вполне логично, что этот процесс идет параллельно с изучением памятников церковного искусства, ведь сохранившиеся раннехристианские иконы, мозаики, фрески поражают нас высоким уровнем богословской мысли, особенной силой и глубиной образности. Эти изображения, созданные более полутора тысяч лет назад, оказались близки и понятны современным христианам, поскольку ярко свидетельствуют о Евангелии, о Боговоплощении. Для этого Церковь, приняв самые лучшие художественные достижения древнего мира, наделила их новым евангельским смыслом – подобно адаптации философской терминологии для богословия, раннехристианское искусство восприняло технологию восковой живописи, существовавшую еще в античности, для передачи зримого образа Богочеловека.

Святая Вера. Техника: восковая темпера
Восковая живопись или энкаустика (от древнегреч. ἐγκαυστική – выжигаю) – техника живописи, в которой основным связующим для сухих пигментов является пчелиный воск. В этой технике создавались иконы вплоть до X века. Позже иконописцы начинают применять различные темперы: яичные и клеевые. Перемена технологии была обусловлена не только относительной простотой применения темперы, но и иной художественной выразительностью создаваемых образов, отображавшей богословские искания эпохи средневековья. В более позднее время воск также зачастую употреблялся в виде небольшой добавки в состав красок, либо для покрытия готовых произведений. Но, постепенно рецептура энкаустики была утрачена и только в XIX веке, в связи с обнаружением в Египте Фаюмских погребальных портретов, выполненных в технике энкаустики в I-IV веках, возродился интерес к восстановлению этой забытой техники.

Святая Любовь. Техника: восковая темпера
Наибольший интерес у современных иконописцев вызывает технология применения восковых красок, использовавшаяся при написании икон, сохранившихся в Риме и в монастыре Святой Екатерины на горе Синай (VI-VIII в.). Эти иконы привлекают внимание не только прекрасной сохранностью, тонким колоритом, прозрачностью слоев и разнообразием фактур живописи, но и особой художественной выразительностью, которую дает применение воска при создании иконы.
Известно, что воск, как материал живописи, обладает уникальными свойствами, которые не встречаются в других техниках. Как химически инертное вещество, он остается неизменным в течение столетий: на образцах античной живописи не обнаружено оптических изменений воска.

Техника – Горячая энкаустика
Воск сообщает особую прозрачность красочному слою иконы, что позволяет создавать многослойную живописную поверхность обладающую стереоскопичностью. При этом, обволакивая частицы пигмента, воск максимально, по сравнению с любыми другими техниками, выявляет цвет красочного слоя, препятствуя любым химическим реакциям в нем.
Восковые составы применялись не только в иконописи, но также в стенописи, портативной мозаике, вощении нитей в церковном шитье. Живопись, выполненная воском, обладает прекрасной адгезией и может наноситься на любой материал: дерево, мрамор, камень, штукатурку.
В древности существовало несколько различных способов применения воска в качестве связующего сухих пигментов. Плиний Старший и Диоскорид описывают способ получения Пунического воска, который использовался в живописи, а также в качестве защитного покрытия мрамора и дерева. Для этого пчелиный воск обрабатывали путем варки в морской воде с добавлением щелочи, после чего он приобретал большую плотность и, что особенно важно, повышалась его точка плавления. Восковые краски употреблялись как в разогретом, так и в холодном виде. В последнем случае они разбавлялись эфирными маслами. Фактура красочного слоя на древнейших иконах из монастыря Святой Екатерины на горе Синай, выполненных в технике энкаустики, свидетельствует о том, что восковые краски растворялись в эфирном масле и наносились кистью лессировками. Схожим способом были выполнены многие Фаюмские портреты I-III веков, красочный слой которых на последнем этапе создания дополнительно обрабатывался горячим каутерием, создающим особую, как бы кованую, живописную поверхность.
Существует еще один способ использования воска в живописи – восковая темпера и эта технология также использовалась для написания икон. Описание такой технологии мы встречаем в 36 главе сборника наставлений и указаний по иконописи «Ерминия Дионисия Фурноаграфиота», составленного в начале XVIII века афонским монахом Дионисием Фурноаграфиотом. Суть этого метода заключается в омылении обычного воска в воде при помощи щелочи и соединении полученного воскового мыла с клеем. Живопись, выполненная этим способом, отличается сложными оптическими построениями живописного слоя через использование тонких лессировок. Эта темпера также прекрасно подходит для росписи стен, поскольку омыленный воск образует с известью очень прочное гидрофобное соединение. Научные исследования Помпейских росписей, подтверждают использования омыленного воска в красочном слое росписи стен.
Большим преимуществом работы в технике энкаустики является завершающее покрытие. Икона выполненная в технике энкаустики не требует покрытия олифой или лаком, которые, как известно, спустя 30-50 лет значительно темнеют. Иконы, написанные в технике восковой живописи, покрываются восково-масляным составом – т.н. ганозисом. Рецептура приготовления и способ наснесения этого покрытия была описана Витрувием еще в I веке до н.э. Научные исследования показали, что ганозис не только не разрушается и не темнеет со временем, но создает особую защитную пленку для ультрафиолетовых лучей, столетиями сохраняя живопись, выполненную даже нестойкими пигментами.
Мастерская Zografos начала исследования и работу с восковыми красками более десяти лет назад. Связано это было с тем, что практический процесс творческого осмысления раннехристианских образцов возможен только в аутентичной технике. Особенно интересные результаты дало применение специально обработанного восково-смоло-масляного связующего, которое смешивается с натуральными пигментами. Такие краски разбавляются пихтовым эфирным маслом или уайт-спиритом, а живопись выполняется кистью. Добавляя большее или меньшее количество эфирного масла, можно создавать как пастозные мазки, так и тонкие прозрачные лессировки. Темпера на омыленном воске также дает прекрасные результаты. Краски разбавляются водой и позволяют работать как над миниатюрой, так и над иконами больших размеров, фресками.
Опыт создания иконы с помощью различных техник восковой живописи сегодня особенно интересен и актуален, поскольку раннехристианская традиция иконописи, представляет неисчерпаемый творческий материал для современного иконописца. В первую очередь это энкаустика, которая колоссально расширяет привычный диапазон художественных и технических приемов, помогает преодолеть дробность в трактовке форм, достичь цельности и особой художественной выразительности образа. Через это открываются новые пути дальнейшего развития современной иконописи.